Новогоднее

Ретрокулинарное.


  • Застолье

  • садовое обозрение

  • tasha_jardinier

  • 7 января, 11:20На днях краем уха услышала в какой-то телепередаче, как ведущий весьма скромных лет рассуждал, о том, как плохо было в советские времена с продуктами питания и скудности застолий. В общем, сплошной оливье и никакой Виагры фуагры.

    Вот так рождаются легенды! Не жившие в те времена рассуждают, как в них было плохо или хорошо. И мне вспомнилось про хорошее. Ну потому что в светлый рождественский день грех копошиться в плохом, да и хорошего было больше.
    Как-то я писала, что разбирая мамин архив, нашла множество листочков с рецептами, тетрадок и самодельных кулинарных книг. Там же на страничках мама записывала меню на какие-то важные праздники. Вот приедет мой сканер, надо будет обязательно сделать электронные копии, потому что это настоящая история не только семьи, но и страны.
    Канун Рождества 1964 года. Мама пишет, что надо приготовить и поставить на стол: поросенок молочный с гречневой кашей и мочеными яблоками; студень, грибы соленые, салат из квашеной капусты с клюквой и изюмом; майоши (это такие рождественские колбаски); салат картофельный; салат капустный; паштет рыбный; картофель тушеный с мясом и белыми кореньями; пирожки с вишней, яблоками, капустой и даже с зеленым луком.
    О, я помню, эти крошечные пирожки на два укуса! И ящик с зеленым луком на заледенелом окне.
    И как родители вставали в субботу в 4 утра, быстро собирались и мчались на колхозный рынок, чтобы уже в 5 утра успеть купить самое лучшее мясо. Было морозно и темно, над прилавками качались лампочки Ильича и клубился пар от действительно парного мяса. Да, меня тоже брали на рынок, потому что куда же мои родители могли пойти без своего хвостика!
    Я никогда ничего не просила купить, потому что все мое счастливое детство проходило в строгой экономии: родители строили дом, содержали помимо меня бабушку и папиного брата и обязательно каждое лето ездили в Закарпатье к маминым родителям (сумасшедшие деньги на это уходили). Но эта экономия не отражалась на праздничном столе. Как говорила моя мама: праздник на то и праздник, что должно быть весело, сытно и красиво. Да и вообще на питании никогда не отражались ни нехватка денег, ни дефицит продуктов в магазинах.
    Мама НИКОГДА не доставала майонез. Нет его в магазине? Ну и ладно, сделаю какой-нибудь вкусный соус. Нет севрюги на пироги? Да и из трески можно сделать замечательную начинку. Гигантская очередь за колбасой? Зачем тратить время, когда колбасу можно сделать самой.
    Я вот вспоминаю: первый бутерброд с колбасой – вот просто ломтик батона и ломтик колбасы докторской – я съела студенткой. Мама ужаснулась: неужели ты не могла приготовить нормальный завтрак! Она вообще так и не смогла понять вкуса магазинных пельменей или сосисок. И никогда сама их не покупала. И не только потому что это не вкусно. Она как прирожденный бухгалтер понимала, что это неэффективная трата денег. Потому что из куска мяса всегда можно было сделать как минимум 2 блюда, а из сосисок – только одно, стремительно съедаемое.
    Это я отвлекалась.
    Канун Рождества 1976 года. Мама пишет: гусь с рисом и сухофруктами; студень (ну куда ж без него!); майоши (традициям никогда не изменяли!); вяленая гусиная грудка; нарезка мясная (домашняя вяленая гусиная грудка, домашний окорок, домашняя колбаса, салями и просто копченая), наконец-то, оливье; салаты крабовый (настоящий краб, камчатский!), капустный (наш любимый!), маслины и лимон; мясо по-французски; бигос; домашние соленья; фаршированные яйца; пирог с палтусом.
    То Рождество встречали тоже в стесненных обстоятельствах: летом только-только закончили пристройку к дому, в кредит на два года купили импортную мебель, а еще предстояли расходы на мою учебу. Но родители всегда умели сэкономить денежку (или подработать!), чтобы праздничный стол всегда был богат и разнообразен. А друзья всегда были готовы не только поучаствовать в поедании вкусностей, но и добывании настоящих деликатесов. Вот крабы тогда точно привез дядя Володя, как и, наверняка, трехлитровую баночку икры собственного посола (ну такая у них почему-то была тара!). А всякие салями с маслинами были добыты в спецотделе ЦУМа друзьями семьи.
    Собственно, я про то, что даже в таких простых семья (как тогда говорили итр-ских) праздничный стол был вовсе не скуден. Хозяйки умели сделать шедевр даже из кильки, а настоящие мужчины добыть даже деликатесы. Но не это было главное. Главное – атмосфера праздника. Я не помню, чтобы родители устраивали специальный детский стол, потому что не было пьянства, неприличных анекдотов и уж тем более нецензурных выражений. Мы сидели за одним столом, рядом с родителями, вместе пели песни, заразительно смеялись, играли в шарады и уединялись только в тот момент, когда мама на журнальный столик для ребятишек выносила свой тортик и поднос с конфетами и мандаринами.
    А еще на святки наша дружная компания всегда ходила на горку кататься на санках и просто на попе. И наши папы-мамы превращались в сорванцов, которые так же барахтались в снегу, вытряхивали снег из валенок, лепили снеговиков и настоящие снежные крепости. А потом все возвращались в дом и продолжалось застолье. И не важно, был ли это рабочий день или выходной. Рождество мы встречали всегда! Шумно и весело. Просто в рабочий день катание с горок проходило уже в темноте, отчего радостного визга было только больше. А потом жены с чадами усаживались на санки, а хмельные папы везли их по улицам засыпающего городка домой, распевая старые ямщицкие песни.

Почти поверил.
Но есть несколько крупных несостыковок.
Прежде всего - никакие "святки" и тем более "рождество" в Советском Союзе не праздновали НИКОГДА. Был только и единственно один праздник - Новый Год, все остальные поползновения на праздники в этот период числились по разряду сектантства и сколько-нибудь значимого распространения не имели. А в среде ИТР и прочих совслужащих - не имели в смысле ВООБЩЕ. Это вещи в принципе несочетаемые. Вдаваться в подробные объяснения не буду, просто примите как данность.
Далее.
Посмешил пассаж о походах на рынок непременно "в 5 утра". Во времена Совка на "колхозных" рынках никогда не было дефицита, но позволить себе покупать мясо по тамошним ценам могли себе позволить очччень немногие - по сути они были запретительные. Бухгалтера и прочий мелкий совслужащий могли, конечно, побаловать себя время от времени 300-400 граммами вырезки, но и не более того. Соответственно что в 5 утра на рынок ходить, что в 11, что в 16 ч. вечера - особой разницы не было. Ну, м.б., к вечеру чуть цену сбросят на нераспроданное - но не факт.
Далее.
Как это ни парадоксально, но именно сосиски и колбаса при советской власти были оптимальным продуктом по соотношению цена-качество. Да, "сырое" мясо при совке продавалось, но оно не имело ценовой дифференциации по сортам.
Объясню.
Разумеется, в каждом мясном отделе советского магазина висела таблица рубки мяса, с указанием категорий. Но зачем именно это делалось - для меня большая загадка: в послехрущёвские времена мясо, жир и кости продавались по одной цене. Поэтому при Брежневе любая мясная порция на продажу включала в себя отбросы и неликвид over 50% как минимум. Если продавец считал, что в отрубе слишком много мяса - он добавлял к порции шмат костей, жил или прочего неликвида.
В связи с этим, как ни странно, именно колбаса и сосиски в советские времена были самым бюджетным вариантом. Это уже потом, в перестройку, покупка сырого мяса была вариантом более экономным. Именно из-за того, что население приучили к сосискам и варёным колбасам вполне приличного качества (советские ГОСТы тому гарантией). Болезненную смену парадигмы я прекрасно помню на примере своей семьи. Но при совке именно продукты переработки были выгоднее, как это ни покажется парадоксальным.
В заключение пара слов начёт гречневой каши, красной икры, крабов, гуся и поросёнка.
Гречка во времена советской власти всегда выдавалась по талонам или в продуктовых наборах. Почему - бог весть, её при всех режимах производили в достаточных количествах.
Красная икра была в жестяных банках по 230 г., мерзкая (кстати, вроде бы и сейчас такая есть в продаже, для ретродрочеров, того же самого мерзкого качества). Выдавалась она опять-таки в наборах. Но была и альтернатива - если знакомый с Дальнего Востока привезёт трёхлитровую банку, самозасоленную от нанайцев или местного автохтонного российского населения.
Крабы в неограниченном количестве были только на Камчатке. В прочие места доезжали только консервы, немного. Одно время в продаже иногда бывали крабовые ноги в магазинах сети "Океан", это уже поздний совок.
Гуси в магазинах можно было купить, но редко. Они время от времени попадались на рынке, если повезёт. Но в основном за подобной продукцией нужно было ездить в/на Украину, там этого добра хватало везде и всегда. Может быть, и Белоруссия не испытывала дефицита.
Поросята при советской власти в магазинах отсутствовали как класс, за ними всегда нужно было идти на рынок. Но и на рынке они бывали не всегда.
Резюме.
Не думаю, что бюджет рядовых совслужащих мог бы без напряга выдержать застолья, описанные в стартовом топике. ;))



Климт

О вятском квасе.

Вятский квас не пробовал.
Но в моей гастрономической памяти отложилось, что самый вкусный квас я пил в Кромах, когда был там проездом. Особенно запомнился хреновый.
Не в смысле - плохой, а в смысле на хрене настоянный.
Смех

Понаехали тут.

Давеча ходил я в одно заведение быстрого перекуса на Охотном ряду.
Обслужила меня девушка с лучезарным именем Абдыкабыл - это я уже позже узнал, в чеке её имя и фамилия были пропечатаны.
Чото ржал. ))
Климт

...окончание

По моему представлению, дело было так.
Русские в 866 решили пограбить Византию, но под Константинополем получили неожиданный и очень болезненный пинок по мягкому месту. Не повезло с погодой.
Т.к. шторм налетел внезапно, стали искать, что тому причиной. Ответ получили от византийцев же: Богородица помогла.
После этого суровые воины-язычники её резко зауважали (крутая магия же). Некоторые на всякий случай даже приняли православие (тому есть исторические свидетельства). Отсюда начался у русов культ риз (покрова) Богородицы (по их представлениям, магического предмета, наславшего бурю), и самой Богородицы.

Юродивый Андрей поначалу в этом процессе не фигурировал никак - это был местечковый святой влахернского храма, с epic fail'ом похода Аскольда и Дира никак не связанный. Но позже на Русь привезли иконы византийского стиля, на которых был изображён он, Богородица и покров. С этого и началась подмена сути праздника. Возможно, сознательная - уж больно повод для празднования был одиозный.

С Андреем тоже была интересная история, расскажу вкратце.
В Константинополе у сановника Феогноста был раб-славянин Андрей. Он жил у него с детства, практически как член семьи, а не подневольный. Был вроде смышлёным малым - получил место писца во дворце.
Но в один прекрасный день он внезапно сошёл с ума: "однажды утром Андрея увидели во дворе в разорванной одежде. Юноша хохотал, разрывая на себе остатки платья, обличал всех подходивших к нему. Он как бы лишился разума и ничего не помогало возвратить его в прежнее, привычное для всех состояние".
Короче, стал юродивым. Которых в православии традиционно уважают - вдруг он чего умного скажет? Или увидит? Ведь "блаженны нищие духом"!
Так оно и получилось.
Однажды зимой энтот юродивый, по его словам, попал в рай, в котором самого Ленина Господа видел. Потом, правда, вернулся и всем рассказал об этом чудесном случае.
Что характерно - ему поверили. Впрочем, это было вовсе не удивительно для магического сознания того времени.
Дальше - больше.
Присутствуя на службе во Влахернском храме, он узрел, как вдруг крыша поехала купол разверзся и явились Богородица с покровом, Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и ещё целая туча ангелов и различных святых (грибы забористые были). Сами молящиеся, что характерно, ничего такого необычного в это время не заметили - молились себе спокойно дальше.
Однако нашёлся и свидетель - ученик юродивого Епифаний.
Кстати, зацените должность:
УЧЕНИК.
ЮРОДИВОГО.
Блин...
No comments... :)


Андрей его спросил:
- Ты видишь?
Тот ответил, как истинный ученик:
- Да, босс! Я вижу, босс!!!.... А что я вижу, вообще-то???

В память этого события установилась традиция празднования дня Покрова Пресвятой Богородицы.

Насколько можно доверять показаниям юродивых душевнобольных в наше время - предоставляю каждому решить для себя самостоятельно.
Климт

Запоздало о празднике Покрова.

Помнится, я в своё время исследовал этот вопрос.
Не в ЖЖ, а на одном из форумов с глюками по ссылкам. Поэтому перепощу кое-какие цитатки оттуда.

В 866 г. русский флот подошел к Константинополю, и город был осажден язычниками. Император и Патриарх Константинопольский молились всю ночь во Влахернском храме, а затем погрузили погребальную ризу Богоматери в море. Внезапно поднялась буря и разметала русские корабли в разные стороны. Русь потерпела поражение, которое знаменовало победу христианства.
Это попы какие-то: http://www.zavet.ru/k/uspenie/

Отец Тимофей напомнил, что история праздника Покрова Пресвятой Богородицы имеет самое непосредственное отношение как к России, так и Скандинавии, ибо, по преданию, установлен он был в честь чудесного избавления Константинополя от нашествия русских воинов, предводительствуемых дружинниками Рюрика варягами Аскольдом и Диром. А последовавшее, согласно летописи, за этим чудесным событием крещение Аскольда, Дира и других воинов положило начало распространению христианской веры в пределах зарождающегося Русского государства.
Они же, но зарубежные. Поэтому и более откровенные: http://www.mospat.ru/archive/27951.htm

Под 866 г. в "Повести временных лет" рассказывается о поражении под Константинополем русских дружин, предводительствуемых Аскольдом и Диром.
Русские ладьи, войдя в залив Суд, "много убийство крестьяном створиша, и в двою сот корабль Царьград оступиша". Император, находившийся вне Константинополя, едва смог войти в город для его защиты и вместе с патриархом Фотием всю ночь молился во Влахернском храме. Затем с песнопениями вынесли ризу Богородицы (ту самую, в которой ее погребали) и омочили ее в море. Была перед тем тишина, и вдруг возникла буря с ветром и великими волнами и разбила корабли русских. Только немногие из них возвратились домой.
Именно это событие способствовало особому почитанию русскими Богоматери, ее Успения и риз. Богоматерь стала покровительницей русского воинства, а праздник Покрова, посвященный ризам Богоматери,- праздником, который до XIX в. праздновался только в России. Ни в Болгарии, ни в Сербии, ни в Молдавии и Валахии этот праздник до освобождения Балкан от османского ига вообще не был известен.
Это академик Д.С.Лихачёв.

Другая (альтернативная) дата события, приводимая церковниками - это 910 г.:
...В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. <...>
Церковное предание повествует о неприятеле, но византийские летописи не содержат никакого упоминания о нападении сарацин. <...>
Но какое событие могло так сильно напугать жителей Константинополя?
Ответ может быть следующим: около этого времени <910 г.> в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были гораздо страшнее относительно цивилизованных арабов.
В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.
Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукова.
Опять церковные источники: http://azbyka.ru/days/prazdniki_velikie/pokrov_bogoroditsy-all.shtml


Что-то расписался я.
Продолжение в следующем посте.
Троица

Композитор Римский-Корсаков о загробной жизни.

Из воспоминаний другого композитора, Игоря Стравинского. Который у Римского-Корсакова учился.

Несмотря на интерес молодежи к вопросам философии, Римский не допускал споров на эти темы в eгo присутствии.
Помню, кто-то завел за столом разговор о воскресении из мертвых, и Римский нарисовал на скатерти ноль, сказав: «После смерти ничего нет, смерть это конец». Я имел тогда смелость заявить, что такова, может быть, лишь одна из точек зрения, но после этого некоторое время мне давали чувствовать, что лучше было промолчать.


Отсюда: http://antongopko.livejournal.com/46944.html
Троица

Терминологическое уточнение понятия "православный".

Cледует в каждом конкретном случае уточнять само понятие "православный".
Под этим разными людьми и в разных ситуациях может пониматься (и понимается) разное:
1. верующий православного вероисповедания, воцерковленный и соблюдающий обряды;
2. позиционирующий себя православным в каких-либо спекулятивных или имиджевых целях;
3. сочувственно относящийся к некоторым (как правило плохо понятым или откровенно нафантазированным) православным "идеям", церковной пропаганде.
Таких "идей" собственно три, все они с опорой на этноконфессиональный компонент. Ясен пень, с реальным положением вещей они не имеют ничего общего. Перечислю их:
а) православие - национальнообразующая религия (русский=православный);
б) православие - опора народной нравственности;
в) православие - стержень русской истории и культуры.

Рассмотрим несколько примеров.
Зюганов.
Какой он нафиг "коммунист" - надеюсь, думающим людям понятно. Собственно коммунистические идеи у него используются исключительно для привлечения голосующего электората, которым в подавляющем большинстве являются пожилые люди. Поэтому неудивителен и его зигзаг в сторону православия (поздравления с Пасхой, диалоги с патриархом Кириллом, лобызание пресловутого "пояска Богородицы" и прочее подобное): бабушки и дедушки, даже с комсомольско-партийно-совкововым прошлым частенько ударяются в религию, не хочется их распугивать богоборческой позицией.
Поэтому сами однопартийцы называют его "православным коммунистом": http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/10/sergej_lebedev_pravoslavnye_kommunisty_eto_chast_nashej_tradicii/
Пункт 2 в чистом виде.
Академик Капица (известный массам как ведущий телепрограммы "Очевидное-невероятное").
Называл себя "православным атеистом":

А я - русский православный атеист. Это, кстати, весьма распространенная формула отношения к вере, к духовной культуре. По существу ведь и наука выросла из религии.
Пункт 3в.

И так далее.